Previous Entry Поделиться Next Entry
Храм Воскресения Словущего на Арбате
kolodin
Помощь «вселенскому» православию была действительно велика. Не случайно в 1893 году Константинопольский патриарх Неофит VIII заявил: «Вся наша надежда – Россия». И мне приятно от того, что часть тех денег собраны были при храме Воскресения Словущего на Арбате. Здесь тоже собирались очень большие пожертвования.



Денежные переводы на Восток росли. В 1880-е годы размер ежегодных пожертвований, определяемых Синодом на одну лишь Иерусалимскую церковь, составил от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Про Арбатскую, увы, сведений нет. Но не менее того.

Большим потоком на Восток шли деньги и от простых верующих. Протопресвитер придворного духовенства Иоанн Янышев утверждал: «Церкви наши… во всей почти России… по всем праздничным и воскресным дням обременены сборщиками…» От одной лишь графини Анны Орловой-Чесменской Восток получал тысячи.

Патриархаты также снабжались церковной утварью. В конце XIX века Синод выделил Лаодикийской епархии Антиохийской церкви 15 комплектов серебряных богослужебных сосудов и 30 комплектов добротных облачений для духовенства.

Россия помогала Востоку по-разному. В 1845 году появилась группа молодых людей, желающих «посвятить себя службе Церкви и Отечеству на Востоке». Предполагалась служба и «вселенскому» православию. Архивные документы не содержат сведений о том, в чем состояла эта служба.

Востоку требовалась также дипломатическая поддержка. В Петербурге заметили, что при дворе в Стамбуле «каждый европейский консул… сильнее, чем Константинопольский патриарх». Еще слабее был глава Антиохийской церкви. В 1830-е годы он просил у российского Синода заступничества наших дипломатов перед турецким султаном, чтобы при резкой активизации униатов был запрещен прозелитизм вкупе с ношением католиками восточного обряда камилавок и ряс, принятых православным духовенством. Дипломаты постарались и достигли в этом вопросе временного успеха.

Российский Синод способствовал и созданию самостоятельной Болгарской церкви, внушая Константинопольскому патриарху в 1868 году, что он мог бы дать болгарам полную церковную независимость. Ее ускорила лишь победа России над Турцией в войне 1877—1878 годов. В Болгарии вновь зазвонили колокола, что было под запретом на протяжении веков.

Этого оказалось тоже мало. В течение всего синодального периода представители восточных патриархатов, других поместных Церквей получали подготовку в российских духовных школах. Некоторые выпускники достигли вершин на церковной службе. Так, будущий цареградский патриарх Константий I (1830—1834) учился в Киевской духовной академии – разумеется, бесплатно.

Все забыто. И так обидно сейчас, когда открываешь страницы истории, как шельмуют Православную Церковь и вешают на нее незаслуженные грехи - и ведь сборы с прихожан - лишь часть колоссальной работы по разрастанию православного мира.


Последние записи в журнале


Разместить за 200 жетонов
Промо-блок свободен! Разместите тут свою запись

  • 1
Многие не помнят историю...

Я снова с вами!

Здравия! Я "ушел" из политики, а потом меня сослали послужить в Заполярье. Но теперь я снова с Вами! Безумно рад всех видеть!


  • 1
?

Log in

No account? Create an account