Людвиг ван Верховен (kolodin) wrote,
Людвиг ван Верховен
kolodin

Зачем городу генплан?

Originally posted by glaretoucher at Зачем городу генплан?

Слушания по генплану якобы отменены на неопределенный срок — отличный маневр чтобы многие разошлись по домам, а накал страстей вокруг беспредела, который творится в городе немного спал. Возможно дорогу вдоль канала и не построят завтра, но Комитетский и Завокзальный лес вырубать продолжат, лишать нас наших дворов для точечной застройки все равно будут. Генплан — это лишь узаконивание той преступной работы, которую администрация проводила в городе много лет. Вы полностью осознаете последствия такой работы?


Вы автомобилист? Работаете в Москве? Подумайте почему каждый день вы вынуждены стоять в гигантских пробках, теряя в них по 3-4 часа в день или 992 часа в год своей жизни. Если вы молодой водитель, задайтесь вопросом, что является первопричиной того, что следующие 5 лет своей жизни (44300 часов) вы проведете, простояв в пробке?


 


5 лет - это время за которое можно закончить университет или... отсидеть в тюрьме. Кто лишил вас 5-ти лет жизни? По какому праву?


 

Немного предыстории
Одним из последствий распада Советского Союза стала высокая миграция в крупные города, в частности в Москву и Московскую область (http://www.polit.ru/article/2009/10/15/demoscope389/), которая проходила в ситуации серьезного дефицита жилья. В результате, в последние 20 лет, в Москве и Московской области поддерживался беспрецедентный спрос на рынке жилья, который форсировался еще и тем, что цены на недвижимость росли с такой скоростью, что превратили рынок жилья в объект примитивного инвестирования, которое приносило больше прибыли чем любой другой бизнес. Минимальные вложения сочетались с максимальной прибылью, минимальное пятно застройки и низкое качество строительства с максимальной этажностью. Квартиры в этих новых многоэтажных домах все чаще сдавались приезжим, тогда как цены и спрос продолжали расти, а новые дома возводиться. Спекулятивное строительство в больших городах стало самым прибыльным бизнесом.

Каковы же последствия такой экономики для города?



Причины пробок или зачем городу генплан
Во-первых это беспрецедентное уплотнение существующей застройки, а как следствие количество населения существующих городских районов, а значит и нагрузок на транспортные сети. Во всех цивилизованных странах плотность застройки ограничена, в первую очередь, исходя из пропускной возможности транспортной системы (для простой дорожной сети она одна, в комбинации с метро - другая и т.д.). В Москве и регионе в последние 20 лет таких ограничений не было как явления. Вложений во всестороннее развитие транспортной системы (развитие общественного транспорта, выделенные полосы для автобусов, новые маршруты для них, велосипедные дорожки проч.) не проводилось. Было же только примитивное строительство новых автомобильных дорог и развязок.

Вот как видит перспективу развития такой ситуации для Москвы Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

 

Конкретный вопрос: может ли Москва встать окончательно? И если да, то когда это может произойти?


 

М. Б.: Все очень просто. Сегодня столичный парк автомобилей — 3,5 миллиона. Он растет в среднем на 200 тысяч автомобилей в год. Плохо то, что большая часть этих новых автомобилистов не пассивные потребители, которые ездят на дачу раз в неделю, а молодые и активные.


Новые будут ездить каждый день, на работу и с работы. Важен показатель, сколько машин одновременно движется в городе. Посмотрим из космоса. 400 тысяч движущихся автомобилей — город едет, 450 тысяч — едет плохо, а 480–500 — просто стоит. Сейчас в Москве во время крутых пиков загруженности дорог в движении порядка 400 тысяч автомобилей.


Когда в движении 10 процентов парка машин, то все более или менее нормально. Когда 12 процентов — уже плохо. Вечерний пик в Москве традиционно тяжелее утреннего — там может быть 14 процентов. Так вот, парк машин растет: через год будет не 3,5 миллиона, а 3,7 миллиона. Значит, в непиковое время на дорогах будет 370 тысяч машин, а еще через год мы подойдем к 400 тысячам. А через два года в вечерний пик мы можем подойти к уровню 500 тысяч машин.


Если мы сейчас не примем каких-то серьезных мер, город может столкнуться с рядом страшных феноменов.

 


Что это за феномены?

 


М. Б.: Первое: город перестанет быть городом. Потому что город — это место, где можно жить в суточном цикле.


В течение суток человек разыгрывает разные роли: работает, отдыхает, успевает выпить с друзьями и встретиться с подружкой. Город позволяет многое успеть в течение дня.


Но как только транспортные издержки становятся слишком большими, то это базовое свойство города разрушается. Вместо города остаются изолированные, не связанные между собой куски урбанизированных территорий. Происходит распад города на транспортные изоляты.


Город перестает быть самим собой. Это очень сильный социально-психологический феномен.


А второй феномен — чисто капиталистический, финансово-экономический. Перестают покупать недвижимость. Причем это могут быть хорошие здания, построенные отличными архитекторами. Но эта недвижимость непотребляема: до нее не доехать, около нее не припарковаться. Вот в Москве до реализации этих угроз осталась, в общем, пара-тройка лет, не больше."

 


Прекратить строить многоэтажки на периферии!

(полное интервью здесь: http://gamma.archnest.com/mainpage/blog/3373/)


 

Хочется добавить, что в самых богатых городах, с высокотехнологичными транспортными системами показатели плотности застройки колеблются около 100 человек на гектар (в Нью-Йорке, например, этот показатель равен 96). На периферии Москвы же и в Московской области этот показатель часто превышает 120 человек на гектар и продолжает расти. Но это лишь часть проблемы, в дело вступает ежедневная маятниковая миграция в и из Москвы. Так как все основные рабочие места у нас находятся в столице дело уже даже не в том, что хотят построить развязки и шоссе вдоль канала, и, якобы так решить все проблемы. Дело в том, что существующую транспортную проблему по определению уже не решить такими примитивными способами! Нужно решать первопричины проблем, а не лечить симптомы!

Почему же так много жителей Королева работает в Москве? Почему добираются на автомобиле?

 

Ответ достаточно прост — в Москве бизнесу комфортнее и он предпочитает оставаться там, а общественный транспорт попросту переполнен, также, как и дороги. Напрашивается резонный вопрос: что же сделано в Королеве для того чтобы в нем развивался бизнес в областях по-мимо строительного, а люди работали в самом Королеве? Что сделано для того чтобы в город захотели переехать квалифицированные кадры, а не только те у кого получилось сюда перебраться из еще более кризисных регионов? Из чего вообще может состоять экономика города кроме как из вновь возводимого многоэтажного жилья и супермаркетов?

 

РКК Энергия? Возможно когда-то оно и было так. А теперь представьте, что вы ученый или хороший инженер. Спросите у себя где вам будет удобнее работать в перспективе: на РКК Энергия, в распроданном застройщикам и автомобилям Королеве, или где-нибудь в Европе? По-моему вопрос даже не стоит. РКК Энергии при этом будет проще перенести значительную часть своих офисов туда куда уже переехали мозги (может даже в Сколково). Зачем предприятию тратить кучу денег и заново создавать комфортные условия в городе?

 

Так кто же останется в городе, когда отсюда уедут все те кто может? В первую очередь — это те кто оказался в безвыходной ситуации. Во-вторых это новые жители из числа приезжих, которые тоже в безвыходной ситуации. А теперь представьте во что город очень скоро превратиться при складывающийся тенденции. В определенный момент спекулятивный пузырь роста цен на недвижимость лопнет, РКК Энергия останется в городе лишь номинально, а вместе с квалифицированной рабочей силой из города уйдут и последние достойные работодатели и бизнес. Это будет перенаселенный город, в котором можно будет работать разве что на автомойке или на кассе в магазине, остальные рабочие места — в Москве. Утопия? Отнюдь! Детройту, потребовалось менее десяти лет чтобы превратиться из некогда автомобильной столицы мира, в столицу трущоб, преступности и наркомании, когда General Motors закрыл в нем свои офисы:

http://www.youtube.com/watch?v=TLbd9XDgnDI&feature=player_embedded

 

 

Так зачем городу генплан? Генплан администрации, к слову, не предлагает никаких решений вышеописанных проблем. Напротив, он предлагает строительство 1.800.000 м2 жилья! Порядка 15.000 квартир! Это и есть задача функционального зонирования?? Грандиозный бизнес-план городской администрации и ее ручного застройщика? Это и есть заявленное развитие или это генплан методичного уничтожения города?


Вы думаете, после отмены слушаний, подход этих людей вдруг изменится и они предложат что-то другое? Думаете, пока идет доработка, они перестанут выдавать индивидуальные разрешения для точечной застройки во дворах?



В сложившейся ситуации нам просто необходимо продолжать требовать:

  • Генплан только вместе с новой администрацией!

     

     



По генплану конкретно:

  • Нет - новому многоэтажному строительству!

  • Стратегические цели развития города!

  • Инвестиции в общественный транспорт, а не в новые дороги и развязки!

  • Инвестиции в социальную инфраструктуру, а не точечное строительство во дворах!

  • Инвестиции в городские парки, а не уничтожение городских лесов!

  • Развитие образования и создание условий для высокотехнологичного бизнеса!


______________

 

По большому счету, как бы не сложилось будущее городской администрации и настоящего генплана, необходимо подготовить наши собственные конструктивные требования и предложения, как по городу в целом так и по каждому району. Возможно, по следующим темам:

 

  • Стратегические цели города

  • Экология и качество городской среды (зеленые зоны, зоны отдыха, прогулочные маршруты и проч.)

  • Общественный транспорт (включая пешеходные и велосипедные маршруты)

  • Социальная инфраструктура (школы, больницы, спортивные площадки и проч.) Ее качество и что нужно сделать для ее развития?

  • Образование (существующие заведения высшего образования и как они отвечают стратегическим целям города)

  • Условия для бизнеса (по-мимо примитивного строительства как такого, супермаркетов и проч.)

 

Пример качественного осуществления власти в генплане можно посмотреть здесь:

http://www.permgenplan.ru/content/view/9/22/

 

В принципе, есть даже некоторые предложения - могу прислать в личку

 


Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments