Людвиг ван Верховен (kolodin) wrote,
Людвиг ван Верховен
kolodin

Categories:

Банды фешенебельных мальчиков, терроризировавшие нацистов


Кёльнские Пираты Эдельвейса

Вы думаете, что молодежная культура зародилась после 2-ой мировой войны, но это не так. Фактически, история начинается с конца 19-го века, когда городские шайки в Америке и Северной Европе стали привлекать внимание возмущенной общественности своим поведением и стилем одежды: лондонские Хулиганы, парижские Апачи, манчестерские Скатлеры, манхэтенские Гудзонские "тряпки".

Эти дети улиц лишь демонстрировали свои пестрые одежды и плохое поведение, отраженные в только зарождающейся масс-медиа, но они никоим образом не были идеологическими движениями.

Другая группировка вела себя иначе. Зародившиеся в начале в ранних 1900-ых, Wandervogel - дословно, перелётные птицы- отторгли зарождавшееся тогда общество материализма, потребления, массового производства в пользу изучения фольклора и бродяжничества по сельской местности.


Wandervogel

После 1-ой мировой, "птицы" распались на множество различных групп и фракций, начиная от прото-хиппарей в сообществе Аскона до прото-фашистских Белых рыцарей. После Великой депрессии 1929г., германская экономика была ввергнута в хаос, и- совсем как сегодня- более всех пострадала молодежь:  полмиллиона подростков  странствовало по стране без всякой надежды в качестве бродяг.

Что казалось выбором образа жизни, стало суровой и мрачной необходимостью. В этой безысходной ситуации, многие подростки перешли черту  откровенной преступности. Одни из самых странных группировок были обнаружены журналисткой-исследователем Кристиной Фурньер в Берлине в 1930г., которая называла их  молодежными бандами "КольцА" и определила их ориентацию фразой "ненависть к обществу".

Фурньер  выводит  их происхождение от традиционных внутригородских банд, но с другой ментальностью, отравленной десятилетним политическим противостоянием между фашизмом и коммунизмом, а также массовой послекризисной безработицей. Через год после депрессии, около 14 000 "диких" детей проживало в жестких условиях в предместьях Берлина (район, окруженный кольцом из аллей- отсюда и название - кольцо).

Бездомные и отторгаемые взрослым обществом, эти дети организовались в банды с кровожадными- зачастую производными от индейских, названиями- вроде Кровь Охотников, Красные Апачи, Черная Любовь, Черный Флаг и Лесные Пираты. Они поддерживали друг друга посредством криминала- мелкие грабежи, воровство и проституция, как женская, так и мужская.

Это было стандартным набором для всех юных преступников Европы и Америки, но что отличало молодежные банды Кольца, это огромное количество членов и невероятная сложность их социальной структуры. В конце 1920-ых они объединились в одну большую федерацию с географическим распределением зон (например, Южное кольцо, Восточное кольцо) во главе с "Буйволом кольца".

К началу 30-ых у них установились продуманные и странные коды поведения. Возможные кандидаты должны были пройти через сексуальные ритуалы- языческое "крещение" перед приемом в банду часто представляло собой публичный половой акт или мастурбацию. Церемония инициации почти всегда скатывалась, по словам Фурньер, до "пьяного разгула, безумной оргии". Она назвала это "спонтанным возвращением к варварству".

В 1932г, радикальный французский журналист Daniel Guerin, во время визита в Германию столкнулся с дикой бандой неподалеку от Берлина. Они выглядели как Wandervogel, но "у них были извращенные и беспокойные лица хулиганов с совершенно странными головными уборами: черными или серыми "чаплинскими" котелками, шляпами для пожилых женщин,  с поднятыми полями, украшенными страусиными перьями и медалями."

И это было действительно подвигом. К 1939 году, больше 80 процентов всех германских юношей в возрасте от 10 до 18 лет состояли в Гитлерюгенд- этому способствовали строгие законы и сильные полицейские организации. Избегнуть этой "тюремной организации для молодежи" было чрезвычайно трудно, но даже в  лучшие для режима годы, находилось много молодежи, которая ради желаемого образа жизни рисковала своей свободой, и даже жизнью.

Нацистский режим был наиболее слаб в сердце индустриальной Германии, Рейно-рурском регионе, и в первые годы войны в больших городах начали образовываться шайки c явным намерением избегнуть членства в Гитлерюгенд. Им было дано общее название Эдельвейсских пиратов- как и в бандах Кольца, они придумали свои символы-ими стали значки с эдельвайсом- а названия группировок были невероятными: банда Шамбеко (Дюссельдорф) или Навахи (Кельн).

Обычно они работали на военных предприятиях, но показывали свое отличие нося англо-американскую одежду- похоже поступали более известные Свинги из Гамбурга. Вызывающая одежда "Stenzen" (Штенц - это трость или применительно к человеку - сутенёр, обитатель квартала "Красных фонарей" или "покоритель дамских сердец", прим. ред.) - они носили кричащие клетчатые рубашки, мятые шляпы со значками эдельвейса или разноцветными булавками и прото-готические перстни с черепами и скрещенными костями. Это было прямой конфронтацией c требовавшим военного однообразия Гитлерюгендом.

Пираты продолжили старую  традицию странствований по сельской местности, идущую от Wandervogel. Но так как в военное время это занятие было запрещено, возник политический конфликт. Они переделывали слова популярных в то время песен, превращая их в анти-нацистские песни, например: "Прислушайтесь, сердечные друзья поют/ Звучит банджо, ударьте по струнам/ Все девушки, присоединяйтесь/ Мы собираемся разделаться с Гитлером/ И он ничего не сможет поделать."

Конфликтов с гитлерюгендом было не избежать, и когда они происходили, Пираты атаковали первыми. В 1941г. один молодой рабочий написал:
-они везде. Их больше, чем гитлерюгенда. Они хорошо знают друг друга, они всегда держатся вместе. Их так много, что они избивают патрули. Они никогда не принимают "нет" за ответ".


Гитлеровцы могут нас согнуть
И надеть оковы,
Но придет день, и мы разобьем цепи...
И раздавим гитлерюгенд.
Мы воспеваем свободу, любовь и жизнь.
Мы "Пираты Эдельвейса".


Война разгоралась, и у режима росла потребность контроля, то же самое можно сказать и об оппозиции. В Кельне, большая группа Эдельвейских пиратов соединилась с бежавшими узниками концлагерей, дезертирами и с рабочими, бежавшими с принудительных работ с целью вооруженного сопротивления, кульминацией которого стало убийство местного шефа Гестапо. Нацисты в центре города публично повесили 13 пиратов, среди которых был и 16-летний лидер Навахов Бартель Шинк ( Barthel Schink).


Мемориальная доска в Кёльне на месте казни нескольких «Пиратов Эдельвейса» в 1944 г.

Можно сказать, что Пираты действовали в борьбе фашизма и капитализма, который был для них идеологическим подкреплением во Второй мировой войне. В тоталитарном государстве, они хотели быть свободными: свободу иметь свою культуру одежды, музыки и времяпрепровождения. Это было молодежным идеалом, рекламируемым Америкой в военные годы- в представлении подростка- и диссидентские банды в Германии являются тому подтверждением.

Прим. переводчика

Jon Savage- закончил Кэмбриджский университет, известный своей книгой о панк-музыке и Sex Pistols "England's Dreaming" , которой была присуждена премия. Свою карьеру начал в середине 70-ых как редактор лондонского фэн-зина "London's Outrage", затем писал для таких видных музыкальных журналов, как "Sounds" и "The Face". В 2007г. выпустил прекрасную книгу с полной историей молодежной культуры "Teenage: The creation of Youth 1875-1945"
Subscribe

Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments