И вот, пока новоиспеченный российский гражданин Депардье совершает свое первое турне по российским городам и весям, мы решили вспомнить о предшественниках знаменитого французского киноактера. Причем, многие из них принесли нашей стране немало пользы.
Джино де Марки
Итальянский режиссер, близкий друг одного из основателей итальянского коммунистического движения Антонио Грамши. Он приехал в СССР в 1921 году, работал на "Мосфильме". Гражданство принял, женившись на советской девушке. Знакомство с Грамши не спасло де Марки от расправы: в 1938 году он был расстрелян как троцкист и итальянский шпион, похоронен на Бутовском полигоне.
Томас Сговио
В 1931 году в советское торгпредство в Нью-Йорке было подано около ста тысяч заявлений от безработных американцев, стремившихся получить работу в Советском Союзе. Во многом это объяснялось экономической ситуацией в Америке того времени. Это был самый пик Великой депрессии, время массовой безработицы и дефицита продуктов питания. Впрочем, тогда у многих американцев были и идеологические причины для эмиграции в СССР. Среди американских эмигрантов были и коммунисты, и профсоюзные активисты, но были и люди, не принадлежавшие ни к какой политической партии. Одним из низ был Томас Сговио, рабочий на заводе Форда, построенном в Нижнем Новгороде. В 1937 году он был арестован, обвинен в шпионаже и саботаже и отправлен в колымские лагеря. Сговио был хоршим художником и знатоком американских гангстерских татуировок – именно благодаря этому обстоятельству он и выжил, став личным ординарцем одного из уголовных авторитетов. После смерти Сталина он был выпущен из лагеря, но был вынужден остаться в СССР. В 1960 году ему было разрешено вернуться в США, где он написал книгу «Дорогая Америка! Почему я обратился против коммунизма», которая была опубликована в 1972 году.
Роберт Людвигович Бартини
Итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист, уехавший после прихода к власти Муссолини в СССР. Знакомство с Россией для Роберто началось на фронтах Первой мировой войны, когда молодой офицер Ороса ди Бартини был отправлен на Восточный фронт. В ходе Брусиловского прорыва он был взят в плен и отправлен в лагерь под Хабаровском, где, как предполагается, впервые встретился с большевиками. В 1920 убежденный коммунист Роберто вернулся на родину. Он устроился работать на миланский завод «Изотта-Фраскини», где был последовательно разнорабочим, разметчиком, шофером, потом он поступил на факультет авиатехники Миланского политехнического института. После фашистского переворота в 1922 году Бартини был объявлен фашистами вне закона , и итальянская компартия переправила его в Советский Союз, где он стал известным авиаконструктором. Физик, создатель экранопланов и свыше 60 моделей самолётов, вдохновитель советской космической программы. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королев, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие. Помимо авиации и физики, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название «мир Бартини». В 1938 году он был арестован как троцкист и направлен в закрытое авиационное КБ тюремного типа (т. н. «шарашку») — ЦКБ-29, где он под руководством А. Н. Туполева, также находившегося в заключении, работал над проектом бомбардировщика Ту-2. В 1946 Бартини был освобожден и после смерти Сталина реабилитирован. Остаток жизни Бартини работал авиаконструктором.
Макс Гельц
Гельц родился в 1889 году в семье сельского поденщика, добровольцем пошел на Первую мировую войну, где за храбрость был награжден Железным крестом. В 1918 году в Германии вспыхнула революция, и Гельц создал из фронтовиков отряд «пролетарской самопомощи» — вооруженные винтовками боевики ходили по лавкам и магазинам и занимались обычным рэкетом. В марте 1920 года, когда Германию снова потряс военный путч, Гельц перешел к настоящим боевым действиям, создав Красную армию Фогтланда, превратив часть Саксонии в настоящее Гуляй-поле. Берлинская пресса писала о «немецком Пугачеве», доводя обывателя до панического исступления. Впрочем, после того как в дело вмешался рейхсвер, отряды Красной армии были разбиты, а сам Гельц схвачен и приговорен к пожизненному заключению. Но тут же за освобождение Гельца выступил весь цвет либеральной интеллигенции Германии—от Генриха Манна до Альберта Эйнштейна. В итоге в конце июля 1928 года Гельц был освобожден и стал почетным гостем Шестого конгресса Коминтерна. Его привезли в Ленинград, наградили орденом Красного Знамени и определили учиться в школу Коминтерна—дабы подготовить героя к новым боям Мировой революции. Но этим планам не суждено было сбыться—после возвращения в Германию нацисты организовали на «немецкого Пугачева» покушение. Раненого Гельца снова отправили в СССР. А в сентябре 1932 года его труп был обнаружен на берегу Оки. Убийц так и не нашли. По одной из версий, он был убит по приказу Гитлера, боявшегося возвращения «фюрера»-конкурента в Германию.
Рамон Меркадер
Агент НКВД испанец Рамон Меркадер дель Рио за убийство политэмигранта Льва Троцкого получил в Мексике 20 лет тюрьмы, а в СССР — звание Героя Советского Союза. Заслуженный ликвидатор погребен на Кунцевском кладбище в Москве под именем Рамон Иванович Лопес Являлся сотрудником Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Работал в здании Центрального партийного архива, нынеРГАСПИ, ул. Большая Дмитровка, 15. Ему была предоставлена государственная дача в Кратово, затем получил четырехкомнатную квартиру недалеко от метро «Сокол». В середине 1970-х гг. переехал на Кубу, где работал по приглашению её руководителя Фиделя Кастро советником министерства иностранных дел. Умер в 1978 году от саркомы.
Долорес Ибаррури Гомес
Деятель испанского и международного коммунистического движения, активный участник республиканского движения в годы Гражданской войны 1936—1939 годов, автор лозунга "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях". На протяжении длительного времени жила в СССР (в начале 1960-х годов получила советское гражданство), а её единственный сын, Рубен, вступил в Красную Армию и погиб в Битве под Сталинградом в 1942 году. В 1942—1960 годы — генеральный секретарь, а с 1960 года до конца жизни — председатель Коммунистической партии Испании. После смерти Франко и легализации партий при Хуане Карлосе I вернулась в Испанию и в 1977 году избрана депутатом кортесов.
Назым Хикмет
Турецкий писатель-коммунист Назым Хикмет на родине провел 17 лет в тюрьмах. Бежав в СССР, он получил советское гражданство, стал членом Союза писателей СССР и непременным членом Всемирного совета мира. К любому, даже незнакомому собеседнику в СССР Хикмет всегда обращался словами: "Слушай, брат..." В Москве Хикмет стал знаменитостью в интеллектуальных кругах, он много путешествовал, особенно по странам соцлагеря. Впрочем, жизнь в СССР начала 1950-х годов разочаровала его: Маяковский и Мейерхольд, как и авангардное искусство вообще, редко упоминались и официально не одобрялись. Хикмета раздражала необходимость постоянно упоминать Сталина в стихах и намеренные искажения в переводах его произведений. Ходили слухи, что из советского руководства с Хикметом при необходимости встречался не Сталин, а Маленков, чтобы не провоцировать поэта. О своих чувствах поэт рассказывал друзьям, в частности Илье Эренбургу: «Я очень уважаю товарища Сталина, но не могу вынести стихов, в которых его сравнивают с солнцем. Это не просто плохая поэзия, это плохой вкус». Находясь в Советском Союзе, поэт полностью посвятил себя борьбе за мир.
В 1951 году Назима Хикмета вместе с Пабло Нерудой наградили Международной премией мира. Выступая против войны, он поддержал борьбу греческих киприотов против британского колониального господства и призвал турецкое население острова поддержать освободительное движение, будучи убежденным, что население Кипра должно мирно жить вместе. В 1952 году Хикмет стал членом Бюро Всемирного совета мира.
Сложилась и личная жизнь писателя: сразу же после приезда Хикмет завёл роман с Галиной Григорьевной Колесниковой — молодым врачом, которая занималась им в санатории в Барвихе. Они стали жить вместе, Союз писателей СССР принял её назначение личным врачом поэта. В конце 1955 года Назыма Хикмета за консультацией по поводу албанских народных костюмов посетила делегация из «Союзмультфильма». В составе делегации была кинодраматург и редактор Вера Тулякова. Несмотря на то, что она была замужем и имела дочь, а её покойный отец был на шесть лет моложе Хикмета, тот начал регулярно ходить в «Союзмультфильм» с шоколадом и цветами. В 1960 году он, переписав свою дачу в Переделкино, автомобиль, мебель, радио, телевизор, книги и картины на Галину Колесникову, женился на Туляковой.
В 1963 году Назым Хикмет умер от сердечного приступа. Он был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Муцуо Хакамада
Коммунист и отец Ирины Хакамады. В СССР он работал политруком среди военнопленных, которые, по словам его сына Сигеки, называли его "сибирский император". Неоднозначность в политике предоставления гражданства иностранцам и их обустройстве сохранялась вплоть до развала СССР. Охотно его давали только людям, которые могли оказаться полезными власти, например, шпионам.
Филипп Георгиевич Старос
Американский инженер (настоящее имя Филипп Сарант) . В 1941 году Старос получил степень бакалавра по электронике в университете Купер Юнион в Нью-Йорке, а чуть позже вступил в Коммунистическую партию США. После ареста «Кембриджской пятерки» (ученых-ядерщико, передавших в СССР технологию создания атомной бомбы) в США начались гонения на ученых, симпатизировавших коммунистам. ФБР несколько раз допрашивало Саранта. В конце концов, тот решился бежать в СССР, сменив имя. В 1956 году Старос переехал в Ленинград, где он возглавил лабораторию СЛ-11, которая в 1959 году была расширена в КБ-2 электронной техники. В КБ была разработана ЭВМ УМ-1. В 1969 году награжден Государственной премией СССР. Интересно, что после ряда трений с советскими партийными органами Старос переехал во Владивосток, где возглавлял отдел в Институте автоматики и процессов управления (ИАПУ) Дальневосточного научного центра АН СССР, а затем Институт искусственного интеллекта. Там он создал английский яхт-клуб, клуб английской музыки (в котором сам играл на гитаре и банджо и для которого переводил тексты «Битлз» и «Роллинг Стоунз»), а также английский клуб на филфаке Дальневосточного университета.
Луис Альберто Корвалан Лепе
Генеральный секретарь Коммунистической партии Чили (1958—1989), обменянный на Владимира Буковского в процессе обмена политзаключённых. После военного переворота генерала Аугусто Пиночета 11 сентября 1973 года Корвалан был арестован вместе со многими другими противниками режима. Содержался сначала в одиночном заключении, затем в различных концлагерях, в том числе на острове Досон. КГБ СССР рассматривало вариант вооружённого освобождения Л. Корвалана с острова Досон. После убийства Виктора Хары он стал наиболее известным чилийским политзаключённым. Во время заключения в 1975 году был удостоен Международной Ленинской премии.
В 1975 году в Болгарии умер его сын Луис-Альберто от последствий перенесенных в тюрьмах Чили пыток. СССР возглавил международную кампанию за его освобождение, а в 1976 году Андрей Сахаров предложил обменять Корвалана на известного советского политзаключённого, диссидента Владимира Буковского. Обмен состоялся, после чего Корвалан получил в СССР политическое убежище. Это стало особым подарком Леониду Брежневу и произошло за день до его 70-летнего юбилея, отмечавшегося 19 декабря 1976 года. Его часто звали «товарищ Лучо».
В 1983 году Корвалан нелегально вернулся в Чили. В ЦКБ Луису сделали три пластические операции, изменив его внешность до неузнаваемости, и по поддельному паспорту профессора из Колумбии он вылетел в Будапешт, а оттуда — в Буэнос-Айрес, после чего перебрался в Чили, где в течение шести лет, до падения диктатуры Пиночета, жил на нелегальном положении. В 1985 году он сумел еще раз побывать в Москве, чтобы пройти курс лечения.
После окончания периода диктатуры, «вернулся» в страну официально.
Арнольд и Лорен Локшины
Семья американских учёных-биологов из США, попросивших политическое убежище в СССР. В 1986 году семья Локшиных стала широко известной из-за того, что попросила политического убежища у СССР, опасаясь преследований ФБР. Руководство СССР удовлетворило их просьбу и предоставило им жилище и работу.
До конца 1990-х годов доктор биологических наук Арнольд Локшин работал в лаборатории Института экспериментальной диагностики и терапии опухолей. Советское гражданство Локшины получить не успели. Лишь в 1992 году по указу Бориса Ельцина им было предоставлено уже российское. Затем след Арнольда Локшина теряется. По одним данным, он развелся с женой и (или) вернулся обратно в США, или же переехал в КНДР.
А вот Лорен Локшин и трое их детей по-прежнему живут в России. Дженнифер работает в Высшей школе экономики.
Journal information