«Яркий свет в конце тоннеля», «чувство перехода на другую сторону», «другое измерение»... Да-да, это «известные всем» признаки пограничного между жизнью и смертью состояния, «когда душа как бы покидает тело». Рассказы переживших клиническую смерть подхвачены массовой культурой, и теперь «свет в конце тоннеля» можно обнаружить даже в порнографических анекдотах. А что об околосмертных переживаниях говорит наука? Рассказы «очевидцев» сомнению не подвергаются, но до сих пор не очень понятно, откуда эти переживания и впечатления берутся. Допустим, что никакой «другой стороны» нет. Тогда что это — галлюцинация, психологическая защита, следствие органических повреждений мозга?..
Феномен опыта вне тела, несмотря на весь интерес к нему, изучать крайне трудно, и понятно, почему: тут не поставишь эксперимент. Можно, конечно, опираться на свидетельства. Но, во-первых, как их оценивать? А во-вторых, это всё равно рассказы о том, что было, — то есть в реальном времени, в лаборатории это всё равно не увидишь.
Опыт выхода из тела запоминается лучше и чётче, чем сама жизнь. (Фото JustCallMe_Bethy_.)
Однако исследователи из Льежского университета (Бельгия) сумели придумать метод, с помощью которого можно определить, реальны ли впечатления переживших клиническую смерть, или то были исключительно продукты их воображения. Идея состояла в том, чтобы проверить, какие признаки характерны для памяти об этих переживаниях. Известно, что мы можем запоминать как реальные события, которые с нами случились, так и воображаемые — собственные мысли и чувства, которые крутятся только у нас в голове. Обе эти разновидности памяти имеют свои черты, то есть реальное мы вспоминаем одним способом, а воображаемое — другим.
Но когда Мари Тоннар с коллегами попробовала применить этот подход к переживаниям опыта вне тела, результат получился удивительным. Исследователи работали с пациентами, пережившими кому. Их спрашивали о реальных впечатлениях из жизни, об опыте близости к смерти, и всё это сравнивали с показаниями обычных людей, которые в кому никогда не впадали. Так вот, оказалось, что признаков памяти о воображаемом у опыта вне тела нет, то есть, с одной стороны, умирающий человек действительно видит то, что видит. Но при сравнении с памятью о реальных событиях оказалось, что опыт вне тела реальнее самой реальности. И это значит, что мозг не просто помнит околосмертные впечатления так, как если бы они были реальны, он помнит их детальнее, лучше.
Тут, вообще говоря, нужно понимать, что мозг в таком состоянии должен быть погружён в хаос. Когда человек умирает, физиология и биохимия выходят из строя, и мозга это касается тоже. По идее, в такой момент нельзя ожидать от него сверхчёткой работы. Однако характер воспоминаний говорит о том, что в этот момент мозг работает чётче, чем когда человек был здоров и его жизни ничего не угрожало.
В статье, опубликованной в интернет-издании PLoS ONE, авторы предлагают следующее объяснение. Известно, что ощущение выхода из тела случается по вине сбоев в работе височно-теменной доли. То есть выход из тела имеет привкус реальности из-за нейрональной дисфункции, и на бурное воображение тут валить всё не нужно. Мозг лжёт, но этот обман оказывается настолько важным и новым опытом, настолько непохожим на всё испытанное человеком ранее, что память запоминает его во всех подробностях.
Впрочем, такие объяснения исходят из того, что у нас есть чёткая граница между мозговой органикой и воображением. Однако спор на эту тему увёл бы нас слишком далеко. Пока же стоит отметить, что околосмертный опыт, по-видимому, вполне реален, хотя его реальность лежит исключительно внутри самого мозга. Если же кого-то такая реальность не устраивает и ему хотелось бы услышать про «потустороннее», считаем своим долгом напомнить, что мнение исследователей, стоящих на позициях сугубого материализма, не обязательно должно совпадать с мнением идеалистически настроенных читателей.
Подготовлено по материалам Льежского университета.
Journal information