Если о Варшавском восстании и югославских партизанах большинство людей хотя бы слышало, то о событиях в Словакии сейчас знают в основном те, кто целенаправленно интересуется историей Второй Мировой, а жаль, так как словаки заслуживают не меньшего уважения.
Когда в марте 1939 гитлеровцы оккупировали Прагу, в Словакии возник марионеточный фашистский режим Йозефа Тисо. Его диктатура в целом копировала другие подобные режимы, но с одним дополнением: она носила клирикально-католический характер.
В Словакии, как и положено, преследовали коммунистов, социалистов, евреев, цыган, но к обязательному списку были добавлены религиозные меньшинства, то бишь протестанты и православные.
Словацкий пулемётчик на позиции
Словаки разворачивают артиллерию
Еще одними врагами были объявлены… чехи, в которых видели агентов "пражского централизма", приехавших в Словакию, чтоб ни много ни мало ее колонизировать. При этом в государстве Тисо существовал свой МИД, МВД, тайная полиция и армия. Последнее было ошибкой, так как именно армия причинила диктатору и его покровителям уйму неприятностей.
Началось все вполне стандартно: словацкие части были направлены на восточный фронт, но дальше все пошло вкривь и вкось. Если немцы, венгры и финны на оккупированных территориях вели себя, как положено, то словаки на стороне Гитлера воевать не желали принципиально.
Те, кто добирался до фронта, сплошь и рядом переходили на сторону Красной Армии. Те, кто до фронта не добирался, уходили в партизаны. В результате на восточном фронте скопилось множество словацких вооруженных парней, которым домой была одна дорога - через свержение режима, в самой же Словакии антифашистки настроенные офицеры соорудили военный заговор.
Словацкие пехотинцы
Над словацкими позициями появляется немецкая авиация
Центром, как и в Германии, стал штаб командования войск тыла, а роль словацкого Штауффенберга взял на себя подполковник Ян Голиан.
Йозеф Тисо 12 августа 1944 года объявил Словакию на военном положении. Не помогло. Уже к 20 августа в Карпатах и Центральной Словакии начали создаваться партизанские отряды. Целые гарнизоны переходили на сторону повстанцев, громили тюрьмы, жандармские управления, уничтожали гестаповских агентов.
Артиллеристы готовятся к бою
Обстрел словацких позиций
29 августа Тисо призвал на помощь немецкие войска. Приглашение было принято в тот же день. Немцы начали вторжение, словаки не растерялись и оказали вооруженное сопротивление оккупантам, наступавшим на город Жилина. Дальше больше. Восстание стало всенародном, а его центром оказался город Банска-Бистрица.
"Ад" на позициях
Немецкая бронетехника готовится к атаке
Повстанцы надеялись на быстрый подход советских войск, но немецкие десантники захватили Лупковский и Дуклинский перевалы через Карпаты, и восставшие оказались отсечены от советских частей. Однако охваченная восстанием территория (около 20 тысяч квадратных километров) была компактной и достаточно управляемой. Повстанцы могли успешно сопротивляться еще и потому, что из сорока двух тысячной армии тыла на их сторону сразу же перешло восемнадцать тысяч солдат и офицеров, к которым добавилось семнадцать тысяч партизан.
1 сентября власть над восставшими землями принял Словацкий национальный совет, к которому позднее добавился Совет обороны Словакии и Главный штаб партизанского движения. Относительный баланс сил позволял восставшим около двух недель удерживать стратегическую инициативу, но вскоре среди руководства восстанием начались раздоры.
Вот и враг
Видимо, это было неизбежно: уж больно неоднороден был состав новых органов управления. В них входили сторонники эмигрантского правительства, находящегося в Лондоне, буржуазные политики, социал-демократы и коммунисты.
Для полного счастья коммунистам пришло в голову заняться дележкой шкуры неубитого медведя: большинство выступало за послевоенное восстановление единого государства чехов и словаков, а меньшинство во главе с Густавом Гусаком носилось с идеей отделения Словакии от Чехии и включении ее в состав СССР.
Немцы пошли в атаку
Пока повстанцы выясняли отношения, немцы сняли с фронта войска и начали сжимать кольцо вокруг Банско-Бистрицы. Неудачи восставших были вызваны целым рядом причин. Противники Тисо были разнородны, командный состав не обладал достаточным боевым опытом и не всегда обеспечивал единство действий, а ошибочно выбранная оборонительная стратегия в ожидании подхода советских войск дала гитлеровцам возможность собрать резервы и начать наступление.
Сталин, до которого дошли сведения о том, что творится в Словакии, «обеспокоился». В отличие от варшавского, словацкому восстанию советская сторона всячески помогала. На словацкие аэродромы доставлялись винтовки, автоматы и тяжелое вооружение, а с освобожденных территорий СССР прибывали подкрепления из числа словаков, перешедших на сторону Красной Армии, отряды советских партизан и подразделений специалистов - подрывников, диверсантов и других закончивших спецшколы НКВД.
В сентябре по личному указанию Сталина из СССР прилетели руководители компартии Чехословакии Рудольф Сланский, Ян Шверма и Марек Чулен, фактически оттеснившие склочника Гусака и буржуазных политиков от руководства восстанием.
9 октября гитлеровцы выдвинули ультиматум. Повстанцы его отвергли, немцы начали наступление. 27 октября нацисты захватили Банско-Бистрицу, казнили несколько тысяч участников восстания и около тридцати тысяч отправили в концлагеря, но победы это им не принесло.
Повстанцы довольно организованно отступили в горы, где продолжали воевать вплоть до освобождения страны. Именно со Словацкого восстания началось массовое антифашистское движение в Чехословакии, нашедшее свое завершение в пражском восстании мая 1945 года. Берет свое начало в событиях 60-летенй давности и нынешняя словацкая светская демократическая государственность.
Что до дальнейших судеб героев и антигероев этого события, то судьба их сложилась по разному. Диктатор Тисо после войны был пойман, осужден, как военный преступник и казнен.
Ян Шверма во время отхода в горы тяжело заболел. Дальнейшее выглядит как-то странно и так до сих пор до конца и не прояснено. Вроде бы сам Шверма идти не мог, а нести его не получалось, и 10 ноября 1944 года больной был оставлен товарищами и погиб в перестрелке с наступающими гитлеровцами.
Рудольф Сланский после войны стал лидером чехословацких коммунистов, в 1951 году был арестован и 3 декабря 1952 года повешен в Праге, как главарь контрреволюционного сионистского заговора и американский шпион. 11 лет спустя полностью реабилитирован.
Густав Гусак после войны попал в тюрьму, отсидел десять лет, после советского вторжения в 1968 году оказался лидером компартии и президентом, в 1989 году был свергнут "бархатной революцией", в 1990 исключен из партии, а в 1991 умер.
Марек Чулен виселицы и тюрьмы избежал, но был задвинут на вторые и третьи роли и умер простым пенсионером так же, как Ян Голиан, с той лишь разницей, что подполковника оттеснили от руля еще в ходе восстания.
Силы не равны. Немцы на словацких позициях
Что до рядовых повстанцев, то из их среды вышли многие видные политики и деятели культуры. Достаточно назвать лидера "пражской весны" Александра Дубчека или писателей Ладислава Мнячко и Владимира Минача.
Любители военной истории из Польши и Словакии реконструировали те события. Представляем вниманию читателей «Исторической правды» фото с реконструкции «Незбудзка Лучка 1944-2013».
Journal information