Людвиг ван Верховен (kolodin) wrote,
Людвиг ван Верховен
kolodin

Авторы нового учебника истории: Великой Октябрьской социалистической революции не было!



Редактор отдела образования и науки «КП» Александр МИЛКУС пригласил в эфир ТВ «КП» руководителя рабочей группы по подготовке единого учебника истории, директора Института всеобщей истории РАН Александра ЧУБАРЬЯНА и автора учебников, члена Союза писателей России Александра КИСЕЛЕВА, чтобы разобраться, стоит ли так резко менять наши представления о прошлом. Вот самое интересное из этой беседы.

Сто учебников  

- C 2005 года все школьные учебники проходят проверку в Российской академии наук и Российской академии образования. То есть ошибок в них нет. Зачем  тогда нужно затевать дело с новым учебником?

Чубарьян: - Да, все учебники проходят экспертизу, они рекомендованы Минобрнауки. Но их больше ста! На практике использовать их - сложное дело. Вряд ли учитель может перечитать все учебники и из них что-то выбрать.

Я - председатель Ассоциации учителей истории и знаю, что учителя давно выражали желание иметь единое историческое пространство. Нынешние учебники отражают авторское видение событий. В них много противоречий. Мало того, в каждом регионе есть еще свой региональный компонент - история своего края. И в них тоже нет единой позиции. Где-то вся история - 10 страниц. А где-то - три тома. Где-то региональная история - факультатив, где-то, как в Казани, - обязательная вещь.

Поэтому президент страны  выдвинул идею создания единой концепции учебников истории. Мы начали искать консенсус. Но это не означает, что подготовлен окончательный вердикт, - влево-вправо нельзя.

- А куда можно?

- Концепция преподавания истории дает общее направление для подхода к тем или иным явлениям. По сути, это стандарт с перечнем основных понятий, персонажей и дат, на которые авторы будущего учебника смогут опираться.

- Единый курс не предполагает единый учебник?

- Будет проведен конкурс. Я считаю, нужны два-три учебника для каждого класса.

- Как только новые учебники будут написаны, нынешние вполне пригодные учебники придется выбросить на свалку. Не жалко?

- Процесс обновления учебников идет во всем мире. Это происходит с обновлением содержания исторического знания, с изменением взглядов на события. Во Франции была дискуссия: убрать ли из учебников упоминание французского колониализма? В Италии приходит левое правительство и пересматривает учебники.

- В учебниках Великая Октябрьская социалистическая революция будет называться Великой Российской революцией...

- Сейчас мы считаем, что это не одна революция. Поэтому так и назвали. По аналогии с Великой Французской реколюцией. Великая Российская революция включает в себя Февральскую, Октябрьскую революции и гражданскую войну.

Киселев: - Я полагаю, что правильно рассматривать события с 1917 по 1921 год как единый процесс. Ведь революция в полном смысле этого слова, когда произошла смена власти, была в феврале 1917 года! Именно она открыла ворота для тех бурных потоков, которые полились на Россию.

Звонок в студию. Николай: «А почему вы не напишете правду, что революцию оплатили немцы, дали денег Ленину и привезли его в Россию?»

Киселев: - Если придерживаться той точки зрения, что Ленина привезли в опломбированном вагоне, а революцию профинансировала Германия, то выходит, что мы как государство вообще ничего не стоим. Нами может любой управлять. Это унизительная концепция. Были на то время созданы исторические условия. Приехал бы Ленин в 1913 году даже с вагонами денег - случилась бы революция? Нет!

Великая ли?

- И все-таки в новых учебниках революция будет Великой...

Чубарьян: - Для меня «Великая» означает то, что в своей совокупности революция 1917 года в России оказала огромное влияние на весь ХХ век. И на весь мир.

- То есть положительный смысл вы в данном случае в это слово не вкладываете?

- Это событие, которое было очень значимым! Хотя сами оценки революции могут быть разные. Один француз-историк сказал мне, что сто лет после революции во Франции не могли написать учебник. Не знали, как совместить казни короля и Робеспьера. Для одних король - воплощение легитимности и монархии, порядка. Для других это злодей, которого надо было убить. То же самое - Робеспьер.

По поводу  гражданской войны уже есть консенсус: была своя правда и у белых, и у красных. Важно, чтобы ученики понимали, что нельзя делить один народ на правых и неправых. И мы осуждаем, что этот вопрос решался путем насилия и уничтожения населения.

Звонок в студию. Борис, Ярославль: «Великую Октябрьскую революцию нужно именовать так, как она и именовалась. Она показала, что и простой народ может руководить государством!»

Киселев: - Прочитайте речь Ленина на III съезде профсоюзов. Уже в 1918 году он сказал о том, что рабочий класс в целом не готов управлять государством. Управлять может партия в лице профсоюзов.

Чубарьян: -В первом варианте стандарта было определение «октябрьский переворот». Так считает очень большая группа историков. Мы нашли более консенсусную формулировку.

Звонок в студию. Александр: «Каждый режим историю под себя подстраивал. Надо сделать ее независимой!»

- Известный английский историк, который написал 8 томов истории Советского Союза, как-то сказал: историй столько, сколько историков. Фактов - миллионы. Отбор фактов - это тоже субъективизм. 

Поэтому нужно показывать события и с одной стороны, и с другой. Чтобы учащиеся могли понять - всегда есть какая-то альтернатива, выбор.

Да, и деполитизировать историю надо. Но на практике это вряд ли осуществимо. История всегда использовалась различными политическими деятелями в угоду своим целям. Это естественный процесс. Главное - его минимизировать, чтобы он не влиял на ухудшение политической жизни. Чтобы историю не использовали, чтобы оправдать какие-то поступки, которые идут вразрез с моральными принципами.

- В чем особенность новой подборки фактов?

- Фактов много. Вот основные: был Иван Грозный, был Петр I, были реформы, которые они сделали. Как их трактовать? Мы ввели понятие «Реформы Ивана Грозного и их цена», «Реформы Петра I и их цена». Это несколько другой взгляд на события. Нужно посмотреть на них с точки зрения цены, которая была заплачена народом. Хотя сами реформы открывали большой путь для развития страны.

Сталинская модернизация

- А татаро-монгольского ига не было…

-  Уже многие годы в наших учебниках это называется «иго Золотой Орды». Татарские коллеги считают, что это началось с монголов, а не с татар. Сейчас мы по-иному смотрим на роль русских князей в отношениях с Ордой.

У нас очень поляризованное общество. Но мы должны ориентироваться на то, чтобы учебник содействовал консолидации нации.

Кстати, когда мы писали концепцию, революция не была самым трудным вопросом. Труднее было с оценкой советского общества. Что такое 20 - 30-е годы? Что такое Сталин?

Мы в отношении 20 - 30-х годов XX века выбрали термин «советский вариант модернизации». Многим не понравилось слово «модернизация». Мол, оно неприменимо к Советскому Союзу и к Сталину. Но мы исходили из того, что модернизация - это необязательно великое достижение. Модернизация может иметь и негативные последствия. Во всяком случае, негативными методами осуществляться. 

Советская модернизация включает в себя индустриальное развитие, коллективизацию, проведенную насильственными методами, развитие науки, культуры, образования, гиганты индустрии. В то же время это и массовые репрессии, зажим демократии. Но так происходило во многих странах. Кромвель залил кровью пол-Англии, но он позитивно оценивается в английских учебниках.

Киселев: - Суть учебника - это восприятие прошлого собственного Отечества. И восприятие через любовь к нему. А любовь - такое чувство, которое созидает. Это не отход от объективности. Это нравственная позиция человека, стремящегося постичь судьбу своих соотечественников. Было и плохое, и хорошее. Но это как в жизни любого человека. 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments